Памятка для родителей о социально-психологическом тестировании.
Памятка для родителей признаки употребления наркотических средств
Информационно-методические ресурсы для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профилактика суицидов среди несовершеннолетних (статья)
Приказ № 239 от 23.09.2022 О создании школьной службы примирения (медиации) -СШМ
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, УЧАЩИЕСЯ, УЧИТЕЛЯ!
В ШКОЛЕ РАБОТАЕТ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ (МЕДИАЦИИ)
Школьная служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, учащихся.
Целью деятельности службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Задачами деятельности школьной службы примирения (медиации) являются:
1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.
2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.
Состав школьной служба примирения (медиации):
Социальный педагог, руководитель школьной службы примирения (медиации);
Педагог-психолог;
Специалисты;
Преподаватели;
Обучающиеся.
План работы школьной службы примирения (медиации)
Ряженской сош им. Героя Советского Союза В.В. Есауленко
на 2022-2023 учебный год
Основная цель школьной службы примирения (медиации) – формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Основные задачи:
· сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
· повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения учащихся;
· сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
· повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
· обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
· создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
· оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
· оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | |
1. | Организационное заседание. Планирование мероприятий на год. | Сентябрь, 2022 г | Члены школьной службы примирения (медиации) |
2. | Организация информационных просветительских мероприятий для педагогических работников по вопросам школьной медиации | Сентябрь, 2022 г. | Администрация школы, члены школьной службы примирения (медиации) |
3. | Проведение классных часов на тему: «Знакомство со службой школьной медитации», 5-9 классы; «Разрешение конфликтных ситуаций в школе», 5-9 классы | Сентябрь-май, 2022-2022 уч.г | Классные руководители, педагог – психолог, социальный педагог |
4. | Психологические игры на сплоченность, 1-4 классы; Групповые занятия «Конфликтные ситуации и способы их преодоления», 1-4 классы | В течение года (по запросу) | Педагог-психолог |
5. | Проведение ознакомительной встречи с родителями на собрании общешкольного родительского комитета (1-9 классы). | Октябрь,2022 г. | Администрация школы |
6. | Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования | В течение года | Руководитель службы |
7. | Анкетирование учащихся 5 – 9 классов по выявлению причин конфликтов | Октябрь,2022 г. | Классные руководители педагог – психолог |
8. | Сотрудничество с Советом профилактики школы | В течение года | Члены службы |
9. | Обучение медиаторов восстановительным программам | Один раз в четверть | Педагог-психолог |
10. | Размещение информации о работе службы школьной медиации на школьном сайте. | В течение года | Члены службы, администратор школьного сайта |
11. | Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга | В течение года | Руководитель службы |
15. | Разработка: «Памятки для медиатора» «Памятки для педагога» | Октябрь,2022г. | Члены службы |
16. | Оформление информационного стенда о работе службы школьной медиации | Сентябрь, 2022 г. | Члены службы |
11. | Подведение итогов работы службы за год | Май, 2023 г. | Члены службы |
Программа
школьной службы медиации
Составитель:
Рыбальченко М.Е. социальный педагог
2022 год
Пояснительная записка
Школьная медиация- актуальная проблема для образовательной системы России. Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон.
Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.
Медиация – это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов разрешения споров (ст. 2. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»). При этом медиация в корне отличается ото всех остальных методов разрешения споров – как традиционных, так и альтернативных. В медиации третья сторона – медиатор – не уполномочена и не имеет права выносить решения по спору и, более того, должна воздерживаться от предложения вариантов разрешения конфликта. Медиатор – это независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.
Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.
Метод «Школьной медиации» ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.
«Школьная медиация» – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.
Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Потому задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками.
Но на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.
Цель: распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
Задачи:
1. проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов;
2. создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
3. информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, методического пособия «Школьная медиация», часть I //А.Ю. Полилей, В.В.Хилькевич
Сроки реализации программы:
Программа школьной службы медиации рассчитана на 2021-2024 гг.
Медиация в образовательном учреждении включает несколько направлений:
- Ребёнок – ребёнок (когда учащиеся самостоятельно не могут разрешить, созданную ими, конфликтную ситуацию)
- Родитель-ребенок (когда родитель не может найти взаимопонимание со свои ребенком).
- Родитель-Родитель (когда родители учащихся одного класса не могут найти компромисс своими силами).
- Родитель – Школа (когда руководство школы ориентируется на бесконфликтное разрешение спора с родителями).
Процедура медиации основывается на следующих принципах:
1. Равноправие сторон — стороны в процессе медиации имеют равные права: в выборе медиатора, процедуре, поведении, информации, в оценке приемлемости предложений, условий соглашения и т.п.
2. Нейтральность посредника — у медиаторов есть такое правило: при проведении медиации посредник должен быть внутренне «пустым», никакого личностного отношения к сторонам у него быть не должно, важно обеспечить сторонам равное право на участие в переговорах и принятии решения. Этот принцип неразрывно связан с принципом равноправия сторон, если только одной из сторон переговоров покажется, что медиатор симпатизирует другой стороне, процесс медиации будет сорван и медиатор может быть обвинен в сговоре со второй стороной. В то же время опытные медиаторы советуют, что если все же медиатору не удалось сохранить нейтральность по отношению к сторонам, то в этом случае он обязан прекратить проведение медиации и предложить сторонам выбрать себе другого медиатора.
3. Добровольность — никто не может заставить стороны прийти на переговоры, если они этого не хотят. Необходимо обоюдное согласие сторон на участие в медиации, стороны сами могут выбрать себе посредника. В отличие от судебного заседания в медиации каждая сторона имеет право выйти из переговоров в любое время. Точно так же, если одну из сторон не устраивает предложенная кандидатура медиатора, она может попросить о его замене.
4. Конфиденциальность — вся информация, которая становится известной в ходе проведения медиации, является закрытой и ограничивается кругом лиц, участвующих в переговорах. Медиатор предупреждает об этом стороны и по окончании медиации уничтожает все записи, которые он вел в ходе переговоров. Точно так же медиатор не может сообщить одной из сторон информацию, полученную от другой, передача информации сообщается только с согласия стороны. Безусловно, если в ходе переговоров появляется информация о готовящемся или совершенном преступлении, принцип конфиденциальности не будет работать, об этом перед началом процесса переговоров медиатор сообщает сторонам, сообщает также и о том, что если он будет вызван в суд в качестве свидетеля, то сообщать суду сведения, полученные в ходе медиации, он не будет. Надо заметить, что подобное замечание противоречит действующему законодательству (ст. 56 УПК РФ) и может повлечь за собой определенные санкции, предусмотренные законом (ст. 308 УК РФ). Нарушения законодательства не будет только в случае, если медиатор является адвокатом.
Кокус в медиации – это процедура, когда посредник (медиатор) общается с каждой из сторон на индивидуальной основе, чтобы выявить причину конфликта.
Содержание программы
Направления | Разделы программы |
Ребёнок – ребёнок | Индивидуальные беседы с одним или несколькими медиаторами, профилактические беседы по классам, дискуссии |
Родитель – ребёнок | Кокус, выработка и принятие соглашения, социально – педагогическое сопровождение ребёнка |
Родитель – родитель | Презентация обеих сторон, кокус, выработка и принятие соглашения, выход из медиации |
Родитель – школа | Презентация обеих сторон, кокус, выработка и принятие соглашения, выход из медиации |
Механизм реализации Программы “Служба школьной медиации”
Координацию деятельности по реализации Программы “Служба школьной медиации” осуществляет её руководитель, который назначается приказом директора школы. В состав службы школьной медиации могут входить участники образовательного процесса: социальный педагог, психолог, педагоги.
Служба определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, входящие в состав службы.
Мероприятия по реализации Программы
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Организация работы службы медиации согласно запросам участников образовательного процесса и родителей | В течение всего срока реализации программы | Руководитель службы, медиаторы |
2. | Беседы с педагогами на тему: «Основные типы конфликтов» | Сентябрь, октябрь | Медиаторы |
3. | Беседы с педагогами на тему: «Различные типы исхода конфликтной ситуации» | Ноябрь, декабрь | Медиаторы |
4. | Психолого – педагогическое консультирование для родителей «Трудные и критические периоды взросления» | По запросу | Медиаторы |
5. | Психолого – педагогическое консультирование для педагогов «Самые распространенные конфликты» | В течение учебного года | Медиаторы |
6. | Беседы с родителями «Типы конфликтов и способы их преодоления» | По запросу классных руководителей | Медиаторы |
7. | Беседы по классам «Стили общения со сверстниками» | Февраль, март | Медиаторы |
8. | Консультации для родителей «Чувство взрослости. Как помочь подростку справиться со своим состоянием?» | По запросу родителей | Медиаторы |
9. | Психолого – педагогическое консультирование родителей по запросу | По мере необходимости | Медиаторы |
10. | Беседы по классам «Я и взрослый: возможные конфликты – как их избежать?» | Ноябрь, декабрь | Медиаторы |
11. | Обсуждение с администрацией школы вопроса об эффективности работы службы по итогам осуществления программы | По итогам каждого года | Руководитель службы, медиаторы |
Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы “Служба школьной медиации” создаётся безопасная среда для учащихся, благоприятная для их становления и развития, позволяющая избежать конфликта поколений, защитить всех, кто участвует в образовательном процессе. Усиливается профилактика и коррекция девиантного поведения обучающихся, формирование толерантности в современном образовательном пространстве и повышение психологической культуры личности сторон образовательного процесса, развитие гармоничных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на принципах добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу. Формируется умение предупреждать конфликты или разрешить их мирным путём.
Детям о медиации